19 апреля 2020 года исполняется 50 лет с момента выпуска первых автомобилей ЛАДА. Именно в этот день с конвейера Волжского автомобильного завода сошли шесть машин ВАЗ-2101 «Жигули». С момента основания на предприятии ВАЗ разработано более 50 серийных моделей.
Продажи «Жигули» стартовали в конце лета 1970 года. Модель ВАЗ-2101 стала первой в самой массовой серии как в истории завода, так и всей автомобильной промышленности Российской Федерации. До 1988 года было произведено около 4,8 млн ВАЗ-2101 и модификаций. Огромной популярностью пользовались и другие модели: LADA 2106 (до 2006 года выпущено 4,3 млн единиц), LADA 2107 (2,8 млн до 2012 года), LADA 4x4 (ВАЗ-2121 "Нива") – производится и сегодня.
Примечательно, но даже сейчас бытует мнение, что ВАЗ-2101, он же «копейка», — это далекая от совершенства копия седана FIAT-124. В реальности советский автомобиль во многом превзошел свой итальянский прототип, признанный европейскими покупателями «Лучшим автомобилем 1967 года».
В 1966 году в Москве между Министерством внешней торговли СССР и компанией «Фиат» был заключен договор о разработке проекта и строительстве на территории Советского Союза завода по выпуску легковых автомобилей.
Высокий титул стал важным, но не единственным фактором выбора FIAT-124 в качестве лицензионной базы для создания «народного автомобиля». Итальянская машина отличалась современной, простой и надежной конструкцией, имела вместительный удобный салон, но главное, была недорогой в производстве, что в перспективе делало ее доступной широкой массе отечественных автолюбителей.
Но, прежде чем FIAT-124 смог превратиться в легендарную «копейку», ему пришлось пройти жесткую проверку на дорогах СССР и претерпеть более 800 технических корректировок.
В первую очередь доработкам подверглась подвеска. Ряд конструктивных элементов, включая пружины и шаровые опоры, был усилен. Клиренс FIAT-124, составлявший изначально 130 мм, увеличен до 170, что позволило новому автомобилю более уверенно себя чувствовать вне асфальтированных дорог.
Модернизации подвергся и двигатель. Распределительный вал получил верхнее расположение, блок двигателя – большее расстояние между цилиндрами для возможности последующих модернизаций. В целом мотор ВАЗ-2101 стал более мощным, выносливым и надежным по сравнению с «оригиналом».
Кроме того, «советский Фиат» обзавелся усиленным сцеплением, модернизированной четырехступенчатой коробкой передач, усовершенствованной задней подвеской и задними барабанными тормозами. С целью увеличения надежности и долговечности доработке подвергся кузов. В нем появился вход для рукоятки ручного пуска мотора. Вместо сигнальной лампочки перегрева двигателя, предусмотренной на приборной панели ФИАТ-124, в отечественном ВАЗ-2101 появился стрелочный прибор, показывающий температуру охлаждающей жидкости.
В корпоративном музее АВТОВАЗа представлен уникальный экспонат – тот самый FIAT-124. При рассмотрении можно легко найти множественные отличия между итальянской моделью и советским ВАЗ-2101. К слову, итальянский экспонат, действительно, очень редкий. В музей машина поступила из частной коллекции. Примечателен также тот факт, что демонстрируемый ВАЗ 2101 «заехал» в музей через 19 лет эксплуатации.
Десятилетия практического использования красноречиво доказали целесообразность и необходимость изменений, внесенных советскими конструкторами. О надежности, неприхотливости, простоте «копейки» с ностальгией вспоминают многие опытные автолюбители, успевшие сменить уже ни одну иномарку.
ВАЗ 2101 заслужил высокие оценки не только в СССР и России, но и далеко за пределами страны. За рубеж автомобиль начал поставляться с 1971 года. За все время производства в разных странах мира проданы миллионы отечественных автомобилей родом из Тольятти.
И даже сегодня по дорогам России колесят сотни тысяч официально зарегистрированных ВАЗ-2101. Многие хозяева даже слышать не хотят о том, чтобы пересесть за руль другой, более современной, машины. Некоторые экземпляры, выпущенные еще в начале семидесятых годов прошлого века, до сих пор активно эксплуатируются. Другие, пройдя реставрацию, пополняют частные коллекции любителей ретро-автомобилей.
В 2000 году по результатам опроса читателей, проведенного журналом «За рулем», ВАЗ-2101 был удостоен звания «Российский автомобиль столетия». Аудитория составила более 80 тыс. человек, из числа которых каждый четвертый отдал свой голос в пользу «копейки».
Спортивная серия ВАЗ-2101 получила путевку в жизнь в том же 1970 году, что и первые серийные машины. И сразу же «Жигули» начали одерживать впечатляющие победы в автомобильных гонках разного уровня, внося свой вклад в развитие советского и мирового автоспорта.
Так в 1971 году в ралли «Тур Европы», проходившем на дорогах 16 государств, команда ВАЗ-2101 завоевала «Серебряный кубок», что стало великолепным результатом для дебюта. Уже через два года команду ВАЗ-2101 ждали новые убедительные победы. Два кубка – «Серебряный» и «Золотой» в 1973 году сделали ВАЗ-2101 звездой мирового автоспорта. Одновременно с международными соревнованиями команда получала главные призы на автогонках, проводимых внутри страны, - с участием машин других отечественных марок, либо организованных специально для «Жигули».
Автомобили ВАЗ-2101 успешно участвовали в международных ралли и соревнованиях, проводимых в Советском Союзе, до середины восьмидесятых годов прошлого века. Сегодня спортивную традицию продолжает команда завода на специальных версиях LADA Vesta и LADA Granta, демонстрируя впечатляющие результаты на автомобильных гонках всех уровней в России и за рубежом.
Появление ВАЗ-2101 положило начало развитию отечественной школы автомобилестроения и формированию основных правил конструирования современных машин. Выпускаемые сегодня модели LADA – это привлекательный уникальный дизайн, высокая надежность, оптимальное оснащение и доступная стоимость. Совокупность этих характеристик делают автомобили LADA конкурентоспособными как на российском, так и зарубежном рынках.
ЛАДА и сегодня является самым распространенным российским автомобилем. Наиболее эксплуатируемые – модели 2107, 2106, внедорожник 4x4, а самые покупаемые – LADA Granta и LADA Vesta.
Современный модельный ряд LADA представлен пятью семействами: Vesta, XRAY, Granta, Largus и 4x4. Автолюбители имеют возможность купить ЛАДА в любой предпочтительной модификации – седан, универсал, хэтчбек, кроссовер. Также доступны специальные версии – пикап, фургон, броневик для инкассаторов, социальное такси, болотоход, автомобиль спасательной и кинологической служб, скорой помощи.
Сегодня АВТОВАЗ является подразделением одного из лидеров мирового автомобилестроения – корпорации Groupe Renault. Поэтому технологический уровень и качество выпускаемых предприятием автомобилей соответствуют современным требованиям и мировым стандартам.
Получить больше информации и узнать много нового о юбилейной дате, познакомиться с архивными фотоснимками и скачать их, посмотреть исторические и современные видеоматериалы можно по специальной ссылке.